Православная Русь
Святыни

ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ И СЩМЧ. ВЕНИАМИНА ПЕТРОГРАДСКОГО НА ВЫСТАВКЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

С 30 октября по 5 ноября состоится выставка «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ», приуроченная к торжествам 4 ноября: Празднованию в честь Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства. Для поклонения верующих на выставку будут принесены старинная КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ из Храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в пос. Старополье и икона священномученика митрополита ВЕНИАМИНА ПЕТРОГРАДСКОГО из Храма свт. Василия Великого в Осиновой Роще.
Перед принесенными Святынями в 12.00 часов будут совершаться молебны, а в день открытия - 30 октября - после молебна состоится освящение выставки.
Молебны (кроме субботы и воскресенья) в 12.00 часов: 30 октября; 31 октября; 1 ноября; 4 ноября; 5 ноября 2024 г.
Вход на выставку бесплатный.
Режим работы: 30 октября – 4 ноября: с 11.00 до 19.00 часов; 5 ноября: с 11.00 до 17.00.
Место проведения: ДК им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург, Большой пр. Васильевского Острова, дом 83).
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ — одна из наиболее почитаемых на Руси, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы — явление в мир «небесного Царя и Судии».
С давних пор Казанскую икону Божией Матери считают покровительницей русской земли, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели.
Икона была обретена в Казани в 1579 году после пожара, который уничтожил половину города. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне девятилетней Матроне и указала место, где спрятан образ. Икону обнаружили на глубине метра, завернутую в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».
Перед Казанской иконой Божией Матери русские люди неоднократно молились о защите от нападения врагов. С такой молитвой и чудесной помощью Богородицы связывают освобождение Москвы от поляков в 1612 году, а церковный праздник Казанской иконы Божией Матери имеет прямую связь с Днем народного единства. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Минин и Пожарский после долгой молитвы перед иконой пошли на Москву и одержали победу. Так образ в первый раз спас Россию, став настоящим духовным символом.
Еще одно чудо иконы Богоматери Казанской, которое повлияло на ход истории, произошло в 1709 году. Император Петр I молился перед образом о победе в Полтавской битве. Первый раз в жизни царь обратился к солдатам со словами: «Не думайте, что вы стоите насмерть за Петра, но за Отечество, Богом Петру врученное». Тогда войска Петра I одержали победу. И когда император начал строительство Петербурга, первые три заложенных камня он освятил иконой Казанской Божией Матери.
Считается, что Матушка Казанская помогла русским войскам и в дни Отечественной войны 1812 года. Также иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
Не только государственным мужам и дружинам указывал путь святой образ – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанские иконы: явившаяся в Казани, а также её списки — Московский (находится в Казанском соборе на Красной площади в Москве) и Санкт-Петербургский (находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга).
К сожалению, явленная икона и московский список были утрачены в начале XX века. 29 июня 1904 года явленная икона Казанской Божьей Матери была похищена из Казанского Богородицкого монастыря шайкой Варфоломея Стояна. Во время расследования в печи квартиры Стояна были обнаружены останки сожжённых икон. В ходе суда было высказано предположение, что явленная икона была уничтожена.
Московский список Казанской иконы Божьей Матери в драгоценном окладе был похищен из Казанского собора в 1918 году. В настоящее время местоположение иконы неизвестно.

Петербургский список чудом уцелел в 1922 году, когда большевики конфисковали иконостас и ризу иконы. Настоятель Казанского собора протоирей Николай Чуков спас икону, заявив, что оригинал был украден, а этот список такой ценности не имеет. На сегодняшний день петербургский список хранится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 8 июля (21 июля по новому стилю) – в честь обретения, и 22 октября (4 ноября) – в честь избавления Москвы от поляков.
С 2005 года 4 ноября, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, в России также отмечается День народного единства, в который и вспоминается освобождение Москвы и России в 1612 году от польских интервентов.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.




СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЕНИАМИН (КАЗАНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ ПЕТРОГРАДСКИЙ (29.04.1873 — 13.08.1922)

Избранный всенародно в 1917 году митрополитом Петроградской кафедры, владыка Вениамин в течение пяти послереволюционных лет устраивал жизнь епархии в условиях усиливающегося давления на Церковь. Под своим крылом он вырастил молодежное Александро-Невское братство, которое вскоре стало распространителем братского движения в епархии. 10 июня 1922 года над владыкой состоялся суд по обвинению в сопротивлении "изъятии церковных ценностей". Итогом этого незаконного судилища стала мученическая смерть петроградского митрополита.

Священномученик Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии.
Сын простого карельского священника, Василий Казанский начал свой путь в различных духовных семинариях, где на первых порах был одним из лучших учеников, активистом духовного просвещения, а затем – после принятия сана и монашества – преподавателем, инспектором, ректором. И на каком бы посту не находился будущий святитель, он везде проявлял заботу о простых учениках, оставаясь для них внимательным отцом и заботливым наставником.
В 1910 году архимандрит Вениамин был рукоположен в епископы и стал одним из помощников столичного митрополита. Скромный и простой в общении, он отличался от многих владык своей тесной связью с паствой, лично возглавлял богослужения, часто совершал крестные ходы по Питеру, не чурался простых рабочих. Больше всего он любил посещать не центральные городские районы, а прилегающие к заводам окраины, где жили самые бедные петербуржцы.

Свое епископское служение владыка совмещал с активной общественной деятельностью – возглавлял общество трезвости, читал лекции, на которые могли прийти все желающие. Под своим крылом он вырастил молодежное Александро-Невское братство, которое вскоре стало распространителем братского движения в епархии. По сути, в ведении епископа находилась вся духовная образовательная система столичной епархии, которую святитель поднял на очень высокий уровень.
В 1917 году на епархиальном съезде, как набравший абсолютное большинство голосов, он был избран управляющим Петроградской епархией. В этом же году архипастырь был возведен в сан митрополита. Но даже будучи поставлен на такой высокий пост, он продолжал быть открытым простым человеком.

Когда в 1922 году ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим, митрополит Вениамин заявил властям, что он не противник передачи ценностей, но желает, чтобы при этом не оскорблялись религиозные чувства верующих, чтобы это носило характер не изъятия, а жертвы. Власти поначалу, казалось, согласились с владыкой, но после ответили, что их не интересуют добровольные пожертвования, а только изъятие.
Митрополита Вениамина решено было арестовать и привлечь к суду, подобрав на него обвинительный материал. 1 июня святитель был арестован и оказался в тюрьме. Вскоре начался судебный процесс над митрополитом Вениамином, по которому проходили обвиняемыми 87 человек. На допросе владыка не признал себя виновным. При этом он отвечал на вопросы судей так, чтобы они не имели возможности обвинить кого-либо из его окружения. Богоборческий суд приговорил митрополита Вениамина и некоторых других обвиняемых к расстрелу.

В тюрьме митрополит Вениамин молился по 14 часов в сутки. В своем письме одному священнику, написанном за несколько дней до расстрела, он писал: «Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо... Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем... Нам ли христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века...»
13 августа 1922 года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны. Это произошло на Ржевском полигоне на окраине Петрограда в лесу. Тела мучеников погребли в безвестной общей могиле. На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

Митрополит Вениамин причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских весной 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Дни памяти:
4 февраля – в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Переходящий праздник. Указана дата празднования в 2024 году)
14 июля – в Соборе Санкт-Петербургских святых (Переходящий праздник. Указана дата празднования в 2024 году)
13 августа (31 июля по ст. ст.) - Преставление в 1922 году
18 ноября – в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов