Православная Русь
Святыни
ОБРАЗ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО – АПОСТОЛА РУСИ, НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И РУССКОГО ФЛОТА НА ВЫСТАВКЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на выставку «Православная Русь» с 20 по 26 февраля 2024 г. для поклонения верующих будет принесена икона святого апостола Андрея Первозванного – апостола Руси, небесного покровителя Санкт-Петербурга и русского флота. Икона была написана иконописцами Свято-Троицкой Александро-Невской лавры для возрождающегося Андреевского собора в Кронштадте, в настоящее время хранится в храме Василия Великого в Осиновой роще г. Санкт-Петербурга.
Ежедневно в 15.00 перед святым образом будут совершаться молебны.
Вход на выставку бесплатный.
Режим работы: 20 - 25 февраля: с 11.00 до 19.00 часов; 26 февраля: с 11.00 до 17.00
Место проведения: ДК им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., дом 83)
Для удобства посетителей в выходные дни (23, 24 и 25 февраля) будет организован бесплатный автобус от метро «Василеостровская».

Святой апостол АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ первым из апостолов последовал за Христом, он же был единственным апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Орден его имени был и сейчас вновь является высшей государственной наградой России, Андреевский флаг осеняет российские военные корабли, и именно святому Андрею Первозванному в первую очередь молятся о защите Отечества. Кроме того, апостол Андрей Первозванный является небесным покровителя Санкт-Петербурга, города, названного в честь святого Петра, брата Андрея Первозванного. По повелению императора Петра I в 1703 году золотой ковчежец с частицей мощей Андрея Первозванного заложен в основание Петропавловского собора.
Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде Палестинской в I веке нашей эры, и первым был призван Иисусом Христом к апостольскому служению, став Его первозванным учеником. Апостол Андрей стал свидетелем главных событий земной жизни Иисуса Христа, в том числе его смерти и воскресения. В Евангелии от Марка сказано, что Андрей Первозванный был одним из четырех апостолов, которым Спаситель на горе Елеонской открыл судьбы мира. А после Вознесения Христа, апостол вышел на проповедь Христианства. По преданию, ученики Христа бросили жребий, определяя, куда надлежит отправиться с проповедями каждому из них, и Андрею достались земли к северу. Можно сказать, что святой обошел все Черное море: он посетил Малую Азию, Балканы, Абхазию и Северный Кавказ, а также Крым и Причерноморье. Оттуда апостол с учениками поднялся на север по Днепру – в земли славян и русов.

Андрей Первозванный первым и единственным из учеников Христа побывал на землях будущей Руси, и в традиции Русской Православной церкви считается первым христианским проповедником на Руси. В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.

Согласно сведениям «Повести временных лет» XII века, апостол Андрей по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев, заночевал в этой местности, а наутро объявил путешествовавшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей», после чего поднялся на эти самые горы, благословил их и водрузил крест. Пройдя выше по течению, Андрей Первозванный добрался до берегов Ладоги и оттуда через Западную Европу вернулся в Рим, а затем перебрался на полуостров Пелопоннес, где в 60-х годах первого века принял смерть: он был распят на косом кресте, изображение которого навсегда закреплено на андреевском флаге.

С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие «Повесть временных лет». Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.

Проповедь святого Андрея в русских землях помогает ощутить особое родство с Христом через историческое соприкосновение с Его ближайшим учеником. Апостол был живым свидетелем земной жизни Иисуса и крестил древних славян в Крыму, на Днепре и Волхове. В 1621 году в Киеве состоялся православный Собор, в Деяниях которого было записано: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили... Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол».

Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.

Апостола Андрея по праву можно назвать не только православным святым, но и частью отечественной государственности. В «Повести временных лет» описывается прямая связь между проповедью святого и установлением Христианства в русских землях. Петр I, считавший «крестителя земли Русской» своим покровителем, учредил первую и на протяжении почти 20 лет единственную государственную награду Российской империи – Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного. И почти сразу после этого император ввел официальный флаг военно-морского флота России: белый с синим Андреевским крестом. Именно под этим флагом российские корабли совершили множество знаменитых плаваний и географических открытий, включая и открытие Антарктиды в 1820 году, и множество легендарных подвигов. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

Веками верующие обращались за помощью к святому апостолу и получали поддержку в неразрешимых жизненных ситуациях. Заступник земли Русской – это про Андрея Первозванного.

День памяти святого апостола Андрея Первозванного Русская Православная церковь отмечает 13 декабря.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ
Воспринимая святого апостола Андрея Первозванного как покровителя и защитника Руси, православные христиане в первую очередь молятся ему о защите Отечества, а также об обращении в веру Христову – например, о возвращении в лоно церкви близкого человека. Но не только в этом верующие могут надеяться на помощь апостола Андрея. По преданию, Андрей Первозванный был очень скромным, аскетичным христианином. Но если кого из людей одолевала сильная нужда, непременно заступался за них перед Всевышним. Поэтому и сегодня святого Андрея просят о заступничестве перед Богом в самых разных ситуациях, например, когда необходимо вернуть гармонию в семье или требуется помощь в исцелении от болезней. Моряки, особенно русские, непременно обращаются к Андрею Первозванному перед началом плавания или накануне сражения, а рыбаки просят его об успешном лове и избавлении от бед.

АКАФИСТ ПЕРЕД ИКОНАМИ СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Кондак 1
Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Тропарь Глас 4
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.


КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Святой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.—посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.
С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.
На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.
Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).
Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный... Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму — был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.
Источник: https://foma.ru/kratkoe-zhitie-svyatogo-apostola-andreya-pervozvannogo.html